🔹 Если с вашей карты списались деньги по ошибке, операцию можно отменить с помощью чарджбэка.
Чарджбэк — это процедура оспаривания платежа по банковской карте, с которым человек не согласен. Обычно к чарджбэку прибегают при разногласиях между покупателем и продавцом товара или поставщиком услуги. Например, когда продавец отправил бракованный товар или нечаянно запросил оплату два раза подряд.
Чарджбэк не сработает, если покупатель совершил оплату переводом с карты на карту, по ошибке отправил деньги не тому человеку, добровольно перечислил их мошенникам или неудачно инвестировал.
🔹 Как вернуть деньги через чарджбэк?
Сначала попробуйте договориться о возврате средств с продавцом. Если не получилось, обратитесь в офис банка, который выпустил карту или позвоните на горячую линию.
Объясните сотрудникам банка, что произошло и почему вы хотите вернуть деньги. Приложите доказательства того, что средства списали неправомерно. Например, скриншоты личного кабинета интернет-магазина, чеки, копию почтовой квитанции, которая подтвердит отправку товара обратно в магазин. Обязательно добавьте скриншоты переписок с продавцом, даже если он вам не отвечал, приложите ваши сообщения.
Банк должен принять ваше заявление и отреагировать на него в течение 30–60 дней. Если он запустит чарджбэк, то передаст заявление через платежную систему дальше — в банк продавца.
🔹 Как принимают решение?
Когда банк продавца получит заявление, он оценит ваши доказательства, подробности операции и доводы своего клиента. Если решит вернуть деньги — спишет сумму чарджбэка со счета продавца и через платежную систему отправит в ваш банк. Затем деньги поступят на ваш счет.
Если банк продавца не сможет дать ответ или ваш банк будет с ним не согласен, то окончательное решение примет арбитраж платежной системы.
🔹 Деньги могут не вернуть?
Да, если продавец сможет доказать свою правоту. Например, прислать акт приема товара, по которому видно, что у вас не было претензий.
Если вернуть деньги с помощью чарджбэка не удалось, но вы уверены в своей правоте, можете обратиться в Роспотребнадзор, подать на продавца иск в суд, а в случае мошенничества — написать заявление в полицию.
🔹 После прекращения деятельности в России Visa и MasterCard все диспутные вопроросы решаются Национальной системой платежных карт (НСПК). Чарджбэк по трансграничным операциям не производится, поскольку расчеты со стороны платежных систем Visa и MasterCard заблокированы для российских эмитентов.